Колька Подгурский по кличке "Кокса"

Ну все дети как дети у Шмаковых. Красивые блондины и блондинки, рослые, сильные, статные. А вот младшенький цыганенок и только. Отец и мать в недоумении. Откуда? не выездные, да и в наши места цыган никаким ветром через кардоны НКВД ну ни как не пробиться. В своих заключенных подобных нет, да и не контачили они ни с рашен зэками, ни с дипломатами иносранными.

Наша первая "встреча" с медведем

В старину был ещё один приём охоты и защиты от «вольного» медведя. При возникновении удобной ситуации им пользуются и ныне. Он заключался в заманивании зверя повыше на ствол дерева, и, подпустив ближе, в лицо кидали любой предмет. При попытке заслониться обеими лапами, зверь иногда разбивался насмерть. А если и не убьётся после падения, отбивалась у него охота дальше продолжить преследование. Из-за сравнительно меньшей опасности, большинство якутских охотников в прошлом схватке с вольно жирующим медведем предпочитало охоту на него в берложий период. Это положение не изменилось и поныне. Если в схватках с «вольным» медведем обязательны одинаковые опытность, ловкость, хладнокровие и быстрая реакция всех участников, то условия облавы на берлогу позволяют участие в ней малоопытны, и совершенно новеньких, действующих под руководством одного и нескольких хороших знатоков дела, Учитывая такие особенности, этот вид охоты на медведя служит своеобразной школой при воспитании подрастающего поколения зверобоев. Начинающий охотник, пока не пройдёт подобную практику, и сам не осмеливается один на один померяться силами с крупнейшим хищником края, и не советуют ему таковое его старшие друзья и наставники.

Медведи, в обжитых местах нередко они забираются в зароды сена. Вот бывает сюрприз для сеновозчиков! Забравшись сама в такой «котёл», медведица обычно укладывает своих детёнышей отдельно. Им она стелет толстый слой кустарника и укрывает таким же «одеялом». А последнее утепляется обмазкой снаружи мокрой гущей болот.

Оооо! А это вооще экстраординарный случай, медведь залёг на зиму под зимовьё. Решил по-видимому, что это самое теплое и безопасное место зимовки. Время было практически после первозимья, как раз немного устаялся наст и можно было легко бегать на коротких лыжах-ступнях в поисках и добычи белок. Мы отпросились на охоту на белок с ночевой на заимке или в ближайшем зимовье. Дело привычное. Ушли с утра, по пути уже настреляли каждый с десяток белок. На белок то мы ходим с малопульками и обычно вдвоем и с собаками, но ноне собак забрал старший брат с другом на дальние зимовья. Вот мы и отпросились недалече, чтоб в случае чего даже вечером можно было до поселка добежать.

Ну мы пока туда, сюда по тайге, по свету гон, белок много, ну и до ближнего зимовья добежали. Решили тут переночевать. Печь затопили, белок повывернули. сварили себе по паре тушек, парочку в сенкми на полку положили, остальных домой. Устали за день, тепло, сморило и заснули быстро. Проснулись от холода, подтопили буржуйку чай попить, похлебку доесть и в обратный путь.

Шум, гам пацаны же, шутки, весело! Иии, вдруг под нашим полом какие-то вздохи. Быстро оделись, выскочили и вокруг зимовья пошли. А вдруг росомаха шалит, ружьишки на взводе, подняли и обомлели.

Отдушина берлоги и парок лёгонький парок из неё. Мы с Коксой обалдели, в жар бросило, когда обнаружили отдушину евонного логова. Понятно все стало сразу. Медведь, не пестун прошлогодний, а бооольшой и шалости с ним опасны для нашего с Коксой здоровья. Тихонько взад пятки, дверь подперли и на засов. Стали на лыжки и что было духу в поселок...

Завпыхавшись залетели к ближайшим мужикам и одним духом все рассказали. Быстро собравшись взяли собак и назад. Мы впереди, мужики за нами, собак придерживаем... И видим!

Мишка-то наш проснулся, выскочил из берлоги. Вон он слева от зимовья. (снимок не наш, но точно отражает то что было в нашем детстве). Жарко ему там стало от нашей печки, мы-то дров полную буржуйку наложили ииии удрали.

Собак спустили, благо мишка ещё толком не проснулся и далеко не мог уйти. Они его быстренько осадили, ну а для мужиков взять его с собаками трудности не представляло.

Тут из поселка ещё мужики подошли, Лошадь с санями пригнали. Медведя быстро ободрали, мясо разделали. Нам с Коксой печень, желчь ценную отдали, а кусок мяса сказали по домам завезут. Печень мы в мешок сунули где мясо, а вот желчный пузырь сами решили отцам показать. Рухлядь и тушки белок, что мы тут впопыхах со страху забыли забрали. Заодно и похлебку съели. Прибрали все и пошли с мужиками домой.

Посмотрели назад, а из трубы ещё дым тянется, но после пережитого назад сходить в зимовье, расшуровать угли, заткнуть поддувало и вьюшку, не боясь что кто-то угорит, не хотелось. Не от страха, в тайгу-то мы и поодиночке ходили, да и родители посылали капканы на семейных охотничьих кругах, но  как-то зябко было и непонятно на душе, да уже и вечерело, а со всеми было гораздо веселее...

Также читайте в данном разделе: