Мой преданный Умка

Вот таким я его встретил прикорнувшим около дверей магазина и разморившимся на солнышке. Продавщица ушла на обед и почему бы не поспать на теплом крылечке. 
Это был молодой парнишка, доверчивый. добродушный, быстро сообразивший, что бояться никого не надо и, как оказалось впоследствии, достаточно умный и воспитанный подросток.

Дело было давно и неправда на нашем крайнем Севере. В своих поездках и командировках по просторам крайнего Севера, порой приходилось  по долгу жить и работать в поселках, общаться с людьми и слушать и слышать различные истории происходящие с ними или другими персонажами. Но вот что со мной произойдет нетривиальный случай меньше всего ожидал и не прогнозировал, тем более что обученный и чувствующий с детства, предусматривающий до мелочей и старающий продумывать все свои шаги в ближайших днях будущих действий и бытия...

Поскольку мне тоже надо было в магазин за продуктами, тем более, что я прилетел сюда не на один день, то я присел на крылечко в ожидании продавщицы. Вскоре она пришла. Я купил продукты и вдобавок, ни с кем не посоветовавшись,  купил банку сгущенки для этого симпатичного подростка и отдал ему ни сходя с крыльца.

Несколько местных схватились за голову и запричитали: " Что ты наделал!" Теперь это твой самый преданный друг и защитник. Никогда нельзя давать молодым умкам такие подарки...

Приезжему с материка человеку в северных поселках многое покажется странным и не приемлемым. Шастающие по свалкам в поисках пищи белые медведи, огромные ездовые собаки не обращающие ни них ни какого внимания, дети в малицах, курточках гуляющие по поселку, валяющиеся с своими собаками и совершенно не боящиеся этих мишек. На Севере их называют умками, потому что они умные и не такие уж страшные и лютые как бурые медведи тайги или уж совсем страшные и опасные гризли-медведицы. Оно конечно лучше вообще не связываться ни с теми, ни с другими, но последние на севере не живут, а к умкам привыкают, да и умки сами считают людей и собак в этом случае представителями своей стаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тем более что умки с легкостью находят общий язык с собаками, и с людьми тоже. Все зависит от обстоятельств, характера и поведения обеих сторон, но это касается белых медведей. Главное соблюдать всем статус кво, тогда все будет Ок,кей! и все будут живы и здоровы.

 

 

 

 

 

 

Впоследстии я не раз раскаивался о своем подарке умке, но что было сделано, того не вернешь.

Кстати мой умка (преданный друг) по свалкам, в отличии от других белых медведей, не шарился. На свою охоту ходил самостоятельно, поначалу даже не предупреждая меня об этом. Впоследствии всегда спрашивал разрешения. Но вот что характерно. Насытившись во льдах, всегда приносил мне в подарок рыбу этак весом килограмма на 3-5. Что характерно в нем чувствовалась некая интеллегентность воспитания. Откуда это было трудно сказать, заложено ли это было генами или мамаша его была очень своеобразная чувственная "девушка", но он был вежлив, застенчив если это можно было сказать о медведях и порой "сгорал" от стыда за провинности, хотя я его никогда не стыдил. Мы с товарищами решили, что это он из большой любви , привязанности ко мне боялся чем-либо меня обидеть...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привязанность его ко мне была фантастическая, но не до одури. Дистанцию между мной, сотоварищами и просто людьми, общающимися со мной он выдерживал поодаль в стороне и никогда не проявлял чувств ревности и беспокойства. Другое дело, когда он уходил на несколько дней во льды или уплывал в море, то по возвращении с "охоты", не найдя меня, он отправлялся ко всем знакомым мне людям и знаками, проявлениями беспокойства, как бы расспрашивал людей, где я в данный момент, куда уехал или улетел. 

Поскольку. по роду своей деятельности, я частенько улетал на аннушках, дугласах или вертушках по делам службы, разведки ледовой обстановки, забросом или вывозом палеонтологов, охотников, бригад рыбаков, групп военных, все же какая, никакая, а крайний Север это погранзона,  он сидел всегда, провожая меня, на краю аэродрома и после отлета уходил в сторону от поселка. Откуда было бы ему знать, когда я вернусь обратно, но всегда, когда я возвращался, то он сидел на прежнем месте. Мужики местные с обслуги аэродрома мне говорили, что он минут за 5 до моего прилёта появлялся на месте, как-будто в него был встроен радио маяк на меня. Могли прилетать другие машины, но приходил он на место только на прилет самолета или вертушки со мной...

Интересен был случай, когда я с мужиками поехал на ГТС на склад ВВ, находившийся в десятке километров от поселка. Пришел мой Умка с "охоты", поискал меня по поселку, зарыл рыбину поглубже в снег и отметив место, чтобы собаки ненароком не украли добычу, пошел расспрашивать прохожих знакомых куда я подевался. Если указывали на аэродром или показывали, что я улетел, особого беспокойства не проявлял.

Но тут-то случай был особый. До этого в тундру я не ходил ни с людьми, ни ездил вглубь материка с кем-либо, зачем-либо. А тут время было, тем более что надо было вывезти самолетом полтонны взврывчатки на реку для устранения затора в её устье, чтобы не дай бог подтопило вешними водами поселок.

Кто-то из людей местных, старый эвенк, показал ему в сторону тундры и показал на стоящий поодаль ГТС, мол на такой машине он с мужиками уехал. Как мне впоследствии рассказывали, он обнюхал ГТС, прошел по большому радиусу за поселком по тундре. Уловил своим уникальным чутьем мой запах и чесанул напрямую к складу ВВ. На склад ВВ люди ездили по водорозделу и порой этот путь был раза в три-четыре длиннее чем напрямую, но протаявшие озерца, топи и низина летом даже для ГТС не сулили ничего хорошего. Другое дело зверь с его природным чутьем.

Мы уже практически подъезжали к складу, как кто-то из нас заметил мчащуюся нам наискосок белую точку, которая вскорости увеличившись в размерах перерасла в силуэт белого медведя. Куда бы человек или группа людей не ходила далеко от поселка, пешком, на машинах или на плавсредствах, всегда брали с собой карабины. Мало ли что кому из зверей вздумается поохотиться на двуногую дичь...

В общем мы по началу насторожились. Кто-то сообразив из эвенков быстрее меня ткнул меня в грудь "Твой!", поняв это, мы махом ринулись к заднему борту и во время. умка махом, прыжком, влетел в кузов и скользя по металлическому полу, его четырёхсоткилограмовая туша, ударившись о передний борт поставило ГТС почти вертикально. И если бы мы вовремя не слиняли на задки кузова, то поездка за взрывчаткой на склад, оказалась бы для поселка трагедией. Не приручайте таких "друзей" к себе.

 С бурыми мишками все обстоит иначе и в финале все кончается плохо, а порой и трагически, если их не сдать в зоопарк или не пустить на коврик перед камином. Статистика вещь суровая и говорит о том, что инциденты с умками встречаются значительно, значительно меньше чем с лесными мишками и происходят исключительно из-за неправильного поведения пришлого с материка нового человека.

Есть не так уж много аксиом в общении и обращении с ними. Поспешная фамильярность так же неприятна умкам, как и излишняя назойливость. Поэтому не торопитесь переходить на «ты» с вашими новыми знакомыми. Твердых правил, как можно перейти на «ты», не существует. Это зависит от многих причин Вашего отношения к животным, открытости намерений, доброты вашей души.

Инициатива и право перехода на «ты» принадлежит исключительно этому большому и красивому зверю. Не спешите превратить только что состоявшееся знакомство в дружбу. Это может выглядеть назойливо и очень даже не понравится умке.

 

Также читайте в данном разделе: